Безопасность простой электронной подписи

В современном цифровом мире, особенно в сфере здравоохранения, где количество обязательных для бизнес-процессов бумаг просто огромно, скорость и удобство обработки документов выходят на первый план. Простая электронная подпись (ПЭП) стала популярным инструментом для быстрого оформления договоров, информированных согласий, выписок и прочих документов.

При этом у руководителей и владельцев бизнеса из разных сфер, включая медицинские клиники, порой возникают закономерные вопросы: насколько надежна простая электронная подпись для физических лиц, можно ли ее взломать, как избежать подделок? В этой статье мы детально разберем все аспекты безопасности, отделим реальные риски от мифов и дадим рекомендации по защищенному использованию ПЭП.

Что такое ПЭП

Это наиболее распространенный и доступный способ цифрового заверения документов для широкого круга пользователей. Определение ПЭП дано в Федеральном законе № 63-ФЗ, ст. 2 и ст. 6 — это уникальный электронный код или сочетание логина/пароля.

ПЭП может представлять из себя:

В отличие от усиленных вариантов цифрового «автографа» — УНЭП и УКЭП — ПЭП не использует криптографические методы защиты. Это делает ее наиболее удобной в повседневном использовании, но менее защищенной по сравнению с другими типами ЭП. При этом, именно во многом благодаря простоте использования, ПЭП широко применяется для подписи документов бизнеса с физическими лицами в медицине, сервисах бронирования, интернет-банкинге и др.

Ключ простой электронной подписи в данном контексте — это тот самый код или секретная информация для подтверждения того, что документ заверен.

По законодательству, подпись документа простой электронной подписью юридически значима, если:

  • между сторонами заключено соглашение о признании документов, подписанных ПЭП, равнозначными бумажным;
  • соблюдаются правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его ПЭП;
  • соблюдается конфиденциальность ключа ПЭП его владельцем.

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 63, при использовании ПЭП стороны соглашаются (в договоре или регламенте), что документы, подписанные этой подписью, равнозначны бумажному документу с собственноручной подписью.

Можно ли взломать или подделать ПЭП

Это один из главных вопросов, волнующих бизнес, проходящий цифровую трансформацию. Давайте разберем риски объективно.

Теоретические риски и векторы возможных атак

  • Иконка F.Doc 1

    Перехват кода. Злоумышленник может:

    — Установить на телефон вредоносное приложение, которое читает SMS или уведомления.
    — Получить доступ к устройству физически (украсть телефон, оставленный без присмотра).
    — Использовать различные методы социальной инженерии. Например, фишинг, чтобы выманить код у самого владельца.

  • Иконка F.Doc 2

    Подбор кода (брутфорс). Если код состоит только из 4–6 цифр, теоретически его можно подобрать перебором. Однако современные сервисы, включая, например, F.Doc, блокируют возможность подписания после нескольких (обычно 3–5) неверных попыток ввода, что делает брутфорс-атаку нецелесообразной.

  • Иконка F.Doc 3

    Изменение документа после подписания. Поскольку при создании ПЭП не применяются средства криптографии, технически файл можно изменить уже после того, как документ подписан. Однако для фальсификации нужно скомпрометировать всю систему документооборота, подменить файлы в ней и скрыть следы в журналах событий (логах). Это сложная комбинированная целевая атака на всю ИТ-систему организации, использующую ЭДО, а не на сам механизм подписи.

Что на практике

Однако в действительности вышеперечисленные инциденты встречаются крайне редко, особенно если сервис обеспечивает комплексную защиту. Безопасность использования электронной подписи в случае ПЭП обеспечивается не криптографией, а комплексом организационно-технических мер: логированием, контролем целостности документов на стороне платформы и юридическим соглашением участников документооборота.

Прецедентов массового взлома или компрометации ПЭП в российских системах не зафиксировано. Основные атаки чаще направлены на компрометацию устройства или аккаунта человека, а не сам механизм подписи. Практика показывает, что большинство случаев взлома связано не с техническими недостатками механизма ПЭП, а с ошибками пользователей, такими как хранение паролей в открытом доступе или отсутствие должного внимания к кибербезопасности.

Защита от подделки

Легитимность электронной подписи напрямую зависит от неукоснительного соблюдения провайдером и пользователями жесткого регламента обеспечения безопасности. Разберем на примере Сервиса Безбумажный офис F.Doc, как обеспечивают защиту ПЭП современные платформы электронного подписания документов.

Итак, использование простой электронной подписи сопровождается комплексом организационных, технических и правовых мер, направленных на противодействие подделке и обеспечению достоверности авторства электронных документов.

1. Организационные меры

  • Надежная идентификация пользователей. Каждый участник системы ЭДО проходит регистрацию с проверкой данных, необходимых для идентификации. Пользователь лично отвечает за точность и актуальность предоставленных сведений. Такие меры исключают случайный доступ посторонних лиц и обеспечивают ответственность за использование подписи.
  • Регистрация и аккредитация клиентов осуществляется по специальным формам, хранящимся и подтверждаемым оператором.
  • Документооборот проходит только между уполномоченными лицами, чьи полномочия и права заносятся в систему, а данные регулярно актуализируются.

2. Техническая защита данных и подписи

  • Документы, подписанные ПЭП, хранятся в инфраструктуре провайдера с применением сертифицированных СЗИ.
  • Передача документов происходит через защищенные каналы связи, что препятствует доступу со стороны третьих лиц.
  • Обработка информации внутри сервиса осуществляется в условиях ограниченного доступа, только для уполномоченных лиц.
  • Обеспечена защита личного кабинета многофакторной аутентификацией.
  • Используется механизм блокировки аккаунта после 5 попыток неправильного ввода кода.
  • Применяется маскирование чувствительных данных пользователя.

3. Гарантии подтверждения авторства и подлинности

Система фиксирует все действия, связанные с подписанием документов, — сохраняются дата, точное время и детали процесса. Действия пользователей сохраняются в непрерывно заполняемом журнале событий (log-файлы). В случае возникновения спорных ситуаций эти технические записи служат доказательством и позволяют однозначно определить настоящего автора подписи.

  • Реализованные методы проверки подписи (в т. ч. анализ хеш-суммы файла перед отправкой кода) позволяют достоверно подтверждать происхождение и целостность электронных документов.
  • Все действия по подписанию документа ПЭП логируются: в системах сохраняются данные о том, кому какой код отправлен, какой документ подписан, в какой момент времени. Данные о создании и подписании фиксируются в системном журнале, доступ к которому возможен при разрешении спорных ситуаций.
  • В случае компрометации средств удостоверения (логин, пароль, сертификаты), процедуры восстановления доступа и информирования оператора строго регламентированы, что минимизирует риск несанкционированного доступа.
  • Использование ПЭП в системе признается достаточным для подтверждения авторства и исключения подделок, если соблюдены все требования по идентификации, информационной безопасности и ответственности участников.

Такими комплексными мерами, включающими несколько разноплановых контуров, операторы платформ обеспечивают безопасность ПЭП, защищая ее легитимность от попыток фальсификации.

Безопасность УНЭП и УКЭП

Для сравнения рассмотрим особенности безопасности усиленных видов электронной подписи.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) и усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — криптографические решения, в основе которых пара закрытого и открытого ключей, зашифрованных и защищенных специальными алгоритмами (ГОСТ и др.).

  • УНЭП: создается с использованием криптографических средств. Позволяет не только идентифицировать подписанта, но и обнаружить факт изменения документа после подписания. Ее безопасность зависит от надежности алгоритма и сохранности закрытого ключа (часто хранится на компьютере или в облаке).
  • УКЭП: самый защищенный вид. Для ее создания используются средства криптозащиты, сертифицированные ФСБ, а закрытый ключ хранится на специальном защищенном носителе (токене или смарт-карте). Выдается только аккредитованным удостоверяющим центром. Взлом УКЭП практически невозможен без физического доступа к токену и паролю к нему.

Главное отличие: усиленные подписи защищают от подделки сам документ криптографически и позволяют подтвердить подлинность документа и достоверность подписанта, а ПЭП — это в первую очередь регламентированный процедурой способ подтверждения воли человека, безопасность которого обеспечивает оператор сервиса (платформа ЭДО).

желтый фон
логотип F.Doc
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Как снизить риски использования ПЭП

Информационная безопасность электронной подписи всегда должна быть на высоте. И поскольку основные риски здесь напрямую связаны с поведением и навыками пользователей системы ЭДО, можно выделить ключевые рекомендации для обеспечения цифровой безопасности при работе с ПЭП.

Для бизнеса

1. Выбирайте надежного провайдера. Изучите, какие меры обеспечения безопасности электронной подписи использует платформа ЭДО:

  • Защита от брутфорса (использование captcha, блокировка после нескольких ошибок).
  • Детальное логирование всех действий: кто, когда, какой документ подписал, на какой номер отправлен код.
  • Контроль целостности: расчет хеш-суммы документа перед отправкой кода и проверка, что подписывается именно исходный файл.
  • Применение современных методов безопасной разработки при создании платформы ЭДО.

2. Регламентируйте процесс. Заключайте с клиентами соглашение об использовании ПЭП. Это юридическая основа, которая превращает технический код в юридически значимый инструмент.

3. Неукоснительно соблюдайте фундаментальные меры информационной безопасности:

  • Запретите установку приложений из неизвестных источников, особенно VPN-клиентов и «оптимизаторов».
  • Защищайте устройства, участвующие в ЭДО с ПЭП. Телефон или планшет должны быть защищены пин-кодом, графическим ключом или биометрией. Безопасность устройства, на который приходят коды, напрямую повышает безопасность использования электронной подписи.
  • Регулярно обучайте персонал основам цифровой гигиены и распознаванию приемов социнженерии.

4. Следите за актуальностью персональных данных ваших клиентов:

  • При изменении информации (например, при смене фамилии, адреса регистрации по месту жительства и т. п.) данные в вашей системе нужно обновлять в соответствии с требованиями российского законодательства в области персональных данных.
  • Ваши клиенты должны использовать актуальный номер телефона, зарегистрированный на их имя.

Для клиентов

  • Не передавайте никому получаемые коды из SMS или push-уведомлений.
  • Используйте сложные пароли для входа в личные кабинеты, не храните их в открытом виде.
  • Не переходите по подозрительным ссылкам или вложениям, которые приходят по почте или мессенджерам.
  • Не устанавливайте софт из неизвестных источников (сторонние маркеты). Регулярно обновляйте ОС и антивирус.
  • При утере устройства немедленно обращайтесь в службу поддержки.

Краткие выводы

Выбор типа электронной подписи напрямую зависит от тех задач, которые организация/бизнес решает в процессе ЭДО, а также от требований законодательства и внутренних политик организации.

ПЭП — это безопасный, удобный и юридически значимый инструмент для массового, рутинного документооборота при соблюдении двух условий: а) наличие соглашения между сторонами и б) использование защищенной платформы, которая обеспечивает не только бесперебойность и безопасность ЭДО, но и соответствующую доказательную базу (логи, контроль целостности) легитимности подписанного документа. Она идеально подходит для большинства бизнес-процессов, связанных с обслуживанием физических лиц.

УНЭП применяется для внутреннего документооборота компании, заключения договоров и соглашений, требующих повышенной защищенности, но не обязывающих применять государственные стандарты.

УКЭП — обязательный выбор для сдачи отчетности в государственные органы (ФНС, СФР), участия в электронных торгах, подписания первичных бухгалтерских документов с контрагентами.

Резюмируем: риски использования электронной подписи, в том числе простой, существуют, но они управляемы. ПЭП не является «ненадежной» — ее безопасность обеспечивается не математической сложностью, а грамотной организацией процессов, технологиями платформы и правильным юридическим оформлением. Для большинства кейсов ЭДО, связанных с взаимодействием с клиентами — физическими лицами, простая электронная подпись представляет собой оптимальное сочетание безопасности, удобства и скорости, полностью отвечая задачам современного бизнеса.

Правильно организованная система электронного документооборота с использованием ПЭП не только экономит время и ресурсы, но и соответствует требованиям законодательства, обеспечивая цифровую безопасность электронной подписи.

Документ на экране телефона
Узнайте,
как работает ЭДО 
с физическими лицами

Спасибо за заявку!

Скоро свяжемся с вами. На указанный номер телефона мы направили наши контактные данные. Обращайтесь, если у вас есть вопросы

Документ на экране телефонаДокумент на экране телефона
ЭДО с физлицами_KA 1.png

ЭДО с физическими лицами: как перейти на электронный документооборот без потерь

  • ЭДО
Посмотреть запись
Какие документы нужны для ГПХ.svg

Документы для ГПХ: список документов для оформления договора

  • ЭДО
Посмотреть запись
    Иконка закрытия баннера

    Оставить заявку

    Мы свяжемся с вами, чтобы рассказать подробнее про F.Doc и ответить на все ваши вопросы

    Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных