Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись?
ЭДО
05.02.2024
Что такое усиленная электронная подпись
В отличие от простой электронной подписи, её усиленные варианты подразумевают использование технологий шифрования — криптографии и наличие физического носителя информации — смарт-ключа, жёсткого диска, флэш-карты.
Эти меры позволяют обеспечивать максимальную надёжность технологии электронной подписи, а значит, повышенную защищённость от возможных попыток фальсификации. Усиленная ЭП бывает двух видов: неквалифицированная (УНЭП) и квалифицированная (УКЭП).
Неквалифицированная электронная подпись
Этот вид электронной подписи формируется методом криптографии с применением ключа шифрования. Она отличается высоким уровнем сложности, что делает её более надёжной для защиты от подделок. УНЭП позволяет идентифицировать пользователя по его «цифровому следу».
Усиленная неквалифицированная электронная подпись применяется в основном для документооборота. Например, так может подписывать документы со своим работодателем сотрудник, который работает удалённо. Чтобы документы имели при этом юридическую значимость, взаимодействующие стороны должны договориться об этом заранее — заключить соглашение об электронном документообороте или добавить соответствующий пункт в договор.
Квалифицированная электронная подпись
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) является наиболее надёжным видом электронной подписи. УКЭП создаётся с использованием криптографических алгоритмов и имеет особый сертификат, который содержит ключ проверки электронной цифровой подписи.
Сертификат УКЭП включает дату выпуска электронной подписи, срок её действия, уникальный идентификационный номер, персональные данные владельца, реквизиты удостоверяющего центра, который оформил УКЭП и другую информацию. Срок действия сертификата ограничен 12 месяцами. В случае утери ключа, а также по истечении срока действия сертификата использование УКЭП невозможно.
УКЭП даёт возможность проводить идентификацию пользователя и обеспечить максимальную защиту от несанкционированного применения, являясь гарантией, что с момента подписания документа его содержание не менялось. Отменить действительность квалифицированной цифровой подписи может только соответствующее решение суда.
Благодаря максимальной степени защиты УКЭП является полным эквивалентом собственноручной подписи. Она признается таковой по определению, без дополнительных соглашений и условий. Государственные органы, такие как налоговая, суды, соцзащита, принимают документы, подписанные с использованием УКЭП.
Квалифицированная электронная подпись позволяет компаниям участвовать в электронных торгах, заключать договоры с контрагентами, переводить в электронную форму внутренний документооборот. Как получить УКЭП, мы расскажем чуть позже.
Где применяется УКЭП
Квалифицированная электронная подпись находит применение в различных сферах и для разных целей. Перечислим лишь некоторые задачи, которые можно решать организации, используя КЭП.
Для организаций
- Участие в электронных торгах: регистрация на торговых площадках, обмен документами.
- Онлайн-доступ к государственным услугам: регистрация юридического лица, оформление патентов, запрос официальных статистических данных.
- Взаимодействие с налоговыми органами: отправка документов, получение информации о переплатах, штрафах и пр., оформление налоговых вычетов, регистрация онлайн‑касс.
- Получение услуг Росреестра: юридическое оформление сделок с недвижимостью; постановка на кадастровый учёт.
- Документооборот с Федеральной таможенной службой: оформление транзитных деклараций, подписание документов о хранении товаров.
- Доступ к государственным системам маркировки и учёта: ГИС «Честный знак», ЕГАИС «Алкоголь», ФГИС «Меркурий», ЕГАИС «Лес» и др.
- Предоставление отчётности в Федеральную налоговую службу, Социальный фонд России, МВД, Росфинмониторинг, Росстат и другие государственные органы.
Для физических лиц
- Получение подтверждённой учётной записи на сайте Госуслуг, что позволяет пользоваться всеми доступными на этом портале сервисами.
- Возможность онлайн-регистрации в качестве ИП, а для самозанятых — удалённо подписывать документы.
- Оформление налоговых вычетов.
- Запись детей в детские сады и школы.
- Ведение юридически значимого документооборота с работодателем.
Как сделать УКЭП
Итак, рассказываем, как и где можно получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Оформление УКЭП возможно только в специализированном удостоверяющем центре, который имеет аккредитацию Минкомсвязи и лицензию ФСБ. Проверить, есть ли такая лицензия у выбранного вами УЦ, можно здесь.
Чтобы получить усиленную электронную подпись физическому лицу нужно предъявить сотруднику УЦ паспорт, СНИЛС, назвать свой ИНН. После проверки документов будут сформированы ключи ЭП и сертификат и записаны на носитель информации — токен. Стоимость услуги зависит от конкретного УЦ, поэтому лучше промониторить предложения разных компаний.
Руководители организаций, ИП получают УКЭП в УЦ налоговой службы или в доверенной организации. Информация о доверенных лицах ФНС размещена здесь. Сам выпуск подписи делается бесплатно, но надо будет заплатить за сертифицированный носитель ЭП и за установку лицензионного программного обеспечения для работы с ней.
Порядок оформления УКЭП для юрлиц и ИП такой:
- Подать заявление в орган налоговой службы — лично или онлайн (через личный кабинет на сайте ФНС).
- Подтвердить свою личность в удостоверяющем центре налоговой, предъявив паспорт, свой персональный ИНН и ИНН компании, СНИЛС, ОГРН ЮЛ/ОГРНИП.
- Предоставить сертифицированный ФСТЭК и ФСБ носитель информации, на который будут записаны ключи и сертификат.
Чтобы использовать свою УКЭП также необходимо приобрести лицензию на специальное ПО — КриптоПро CSP, Secret Disk 5, КриптоАРМ ГОСТ, ViPNet Administrator или аналогичный софт, «заточенный» на работу с цифровой подписью.
Узнайте,
как работает ЭДО
с физическими лицами
как работает ЭДО
с физическими лицами
Спасибо за заявку!
Скоро свяжемся с вами. На указанный номер телефона мы направили наши контактные данные. Обращайтесь, если у вас есть вопросы