Виды медицинских информационных систем

Что такое МИС и какие функции она выполняет

Еще 15 лет назад врачебные заключения писались от руки, а запись на прием проходила только через администратора. Цифровизация уже начинала проникать в медицину, но информационную систему в здравоохранении могли позволить далеко не все учреждения.

Сегодня всё изменилось. Медицинские информационные системы (МИС) стали не просто обыденностью, но с недавних пор — обязанностью. Серия постановлений Правительства и Минздрава стала регулировать оборот данных о здоровье. Теперь любые частные медцентры должны передавать сведения в ЕГИСЗ, хотя раньше это делали только государственные больницы.

Современные программные средства помогают обмениваться информацией с госслужбами и дают много полезных инструментов, помогающих в развитии бизнеса. В этой статье расскажем о классификации МИС, но для начала определим, какие задачи решает этот вид программного обеспечения:

  • Работа с медкартами. Ведение истории болезни, подготовка заключений, направлений, выписок и рецептов — это самый базовый функционал, который должен обеспечивать любой софт. Программа также обязана поддерживать электронную подпись врача и интеграцию с ЕГИСЗ.
  • Рекомендации по лечению. Инструменты поиска по МКБ-10 и авторитетным медицинским источникам — еще одна важная функция МИС. Некоторые системы не просто позволяют искать информацию в базе, но и дают рекомендации при постановке диагноза.
  • Управление финансами. Дополнительные модули позволяют вести бухгалтерию: настраивать оплату труда, рассчитывать мотивационные выплаты и контролировать балансы.
  • Отчетность. МИС работают с медицинской, финансовой и маркетинговой статистикой. Продвинутые продукты визуализируют данные во времени. C помощью графиков и диаграмм доктор может с первого взгляда оценить динамику лечения, а руководитель — рентабельность.
  • Коммуникация с пациентами. Программы могут выполнять функции CRM-системы, автоматизируя запись на прием и напоминания. А маркетинговые инструменты рассчитывают стоимость привлечения клиента, помогают анализировать обратную связь и реализовывать программу лояльности.
  • Администрирование. Организация расписания, прямая связь администратора с врачом, формирование очереди способствуют эффективному распределению рабочего времени.

Также системы могут предоставлять модули телемедицины и стационара, инструменты работы со складом, телефонию и другое. Подробнее о функциях и требованиях законодательства рассказываем в другой статье.

Классификация медицинских информационных систем

Перед тем как мы перейдем к основной теме, важно отметить: архитектура, модель оплаты и другие факторы определяются спроектированным специалистами решением. Внедрению МИС предшествует предпроектное исследование — в его рамках изучаются структура организации, клиентский путь, техническое оснащение и текущие показатели. Затем ставится цель внедрения (например, повысить скорость обслуживания на 30%) и формируется оптимальный вид продукта. Этот этап занимает до месяца.

По форме размещения

  • Иконка F.Doc 1

    Облачные

    Облачные продукты просты в установке и использовании. Данные хранятся у поставщика, поэтому для стабильной работы нужен непрерывный доступ в интернет. Желательно предусмотреть резервный канал связи, ведь без выхода в Сеть работа просто встанет. В остальном сотрудникам клиники остается только зайти в браузер — заботы по обработке и хранению записей лежат на разработчике.

    Такой вид систем становится популярным из-за быстроты внедрения и более низких вложений на старте. Как правило, все функции облачных продуктов уже включены в стоимость ежемесячной подписки.

  • Иконка F.Doc 2

    Коробочные (локальные)

    Коробочная версия требует больше ресурсов — как финансовых, так и временных. Для начала необходимо организовать локальный сервер, где будут обрабатываться и храниться данные. Этот шаг подразумевает подбор, закупку и установку оборудования. Полная настройка модулей может занять несколько месяцев, также необходимо позаботиться об обслуживании сервера.

    Вложения окупаются в долгосрочной перспективе. В некоторых случаях лицензия на продукт приобретается единоразово, а значит, организация не будет зависеть от ценовой политики разработчика. Несмотря на это, сервисное обслуживание придется покупать ежегодно.

    Отсутствие доступа к интернету также не станет критичным, ведь всё необходимое хранится на личном сервере. Но за кибербезопасность обязан отвечать медцентр.

  • Иконка F.Doc 3

    Комбинированные

    Смешанные системы управления лечебным процессом реализуются исходя из запросов медицинского центра. Например, записи о здоровье и финансовые отчеты можно хранить на базе учреждения. А маркетинговые и коммуникационные инструменты оставить в облаке, чтобы сэкономить место в хранилище.

По модели оплаты

  • Иконка F.Doc 1

    Покупка лицензии

    Коробочные версии оплачиваются единоразово или ежегодно. Стоимость внедрения зависит от количества нужных функций и размера бизнеса. На конечную цену влияют:

    — набор модулей;
    — число рабочих мест врачей и регистраторов;
    — наличие филиалов;
    — необходимость интеграции по API;
    — коммуникация с лабораториями и сервисами;
    — обучение пользователей;
    — объем техподдержки.

    Затраты на рабочие места и обеспечение кибербезопасности не учитываются в стоимости проекта. Также отдельно оплачиваются доработки, а в некоторых случаях — обновления. Но строгой привязки к обновлениям нет: оплаченная версия продукта продолжит работать без них.

  • Иконка F.Doc 2

    Подписка

    Подписка — основной способ оплаты облачных продуктов. Ежемесячный платеж обычно складывается из таких параметров:

    — число пользователей;
    — интеграция с внешними лабораториями и сервисами;
    — дополнительные услуги, такие как телефония и оповещение клиентов.

    Главный недостаток модели — долгосрочная привязка к ценовой политике разработчика. С другой стороны, вложения на старте минимальны, а переход на другую систему — проще.

По назначению

  • Иконка F.Doc 1

    Универсальные

    Универсальные МИС можно настроить для почти любого медицинского учреждения: небольшого кабинета, узкопрофильной и многопрофильной клиники. Такие системы предлагают набор базовых компонентов, необходимых для решения основных задач: передачи данных, администрирования, управления финансами и расходными материалами.

    В универсальных продуктах может не быть инструментов для частных запросов. К примеру, наркологической клинике нужны модули освидетельствования и реабилитации — их предоставляют не все МИС.

    Особые потребности закрываются с помощью сторонних сервисов, интегрирующихся с МИС. Пример такого сервиса — Безбумажный офис F.Doc, использующий технологию простой электронной подписи. F.Doc позволяет подписывать соглашения, договоры, квитанции и акты на телефоне. Также клиенты могут заранее загружать копии документов и заполнять нужные данные. Это освобождает ресурсы администратора и помогает соблюдать расписание приема, ведь формальности решаются заранее.

    При этом F.Doc работает не только с универсальными, но и со специализированными МИС — например, для стоматологий. Подробнее о них далее.

  • Иконка F.Doc 2

    Специализированные

    Специализированные программы адаптированы к специфике сферы. В них уже реализованы узконаправленные инструменты. Например, в ПО для стоматологии есть зубная формула, а в системе для лаборатории — загрузка данных с анализаторов.

    Выбор специализированных МИС не такой большой — на рынке преобладают универсальные продукты. Разработчикам выгоднее создавать ПО, которое подойдет как можно большему числу учреждений, а затем закрывать частные потребности с помощью модулей.

    Есть сферы, получившие особое внимание:

    — фармация,
    — стоматология,
    — лабораторная диагностика.

    Системам для лабораторий (ЛИС) мы посвятили отдельную статью — переходите по ссылке, чтобы узнать об их функциях и ознакомиться с обзором популярных программ.

По масштабу

  • Иконка F.Doc 1

    Базовые

    Такие системы устанавливаются на одно или несколько рабочих мест — например, в косметологическом кабинете. Основная цель МИС базового уровня — реализовать минимально необходимый набор опций: интеграцию с ЕГИСЗ, организацию расписания, ведение карты пациента, напоминания о приеме и т. д.

    При цифровизации малого бизнеса следует обращать внимание на модель оплаты продукта и удобство его использования. Существует риск переплатить за ненужный функционал и получить разноплановый, но неудобный интерфейс.

  • Иконка F.Doc 2

    Для учреждения

    ПО уровня учреждения помогает наладить внутренние процессы одной клиники, медцентра, санатория. В зависимости от численности персонала и разнообразия услуг это может быть облачное или локальное решение.

    Система позволяет настроить раздельные учетные записи администратора, докторов и руководителя. Финансовые инструменты реализуются с помощью сторонних программ или в формате модуля.

    Помимо стандартных задач записи, хранения и передачи медицинских данных цель такой МИС — связать звенья одного учреждения. Например, позволить направлять пациента к другому специалисту медцентра или выгружать анализы из личной лаборатории.

  • Иконка F.Doc 3

    Региональные (территориальные)

    МИС территориального уровня связывают несколько центров одной сети — здесь возникает необходимость коммуникации между филиалами, а также развертывание единого колл-центра.

    Цифровизация сети или объединения требует глубокого подхода к аналитике и оцениванию качества услуг. Модули отчетности должны собирать обширную статистику: финансовые и маркетинговые показатели, отзывы пациентов и т. д. В условиях удаленного управления филиалами полный доступ к финансово-хозяйственным показателям необходим руководителю для анализа рентабельности.

    Повышенное внимание уделяется базам данных — может быть организована как единая серверная для всей сети, так и несколько распределенных локальных БД, объединенных центральной базой. Выбор архитектуры зависит от предполагаемой нагрузки на оборудование, объемов обрабатываемой информации и количества филиалов.

  • Иконка F.Doc 4

    Федеральные

    МИС федерального уровня используются всероссийскими сетями, франшизами и Министерством здравоохранения. К уже перечисленным ранее требованиям добавляются функции кризисного управления, контроль за соблюдением общих стандартов и ведение единого регистра пациентов.

    Если в будущем планируется расширение бизнеса, следует подобрать легко масштабируемый софт — тот, что выдержит рост персонала и комплекса услуг, а также открытие новых филиалов.

Заключение

Главное при выборе медицинской информационной системы — найти продукт и разработчика, способных удовлетворить запросы клиники. Рекомендуем не только узнавать об опыте коллег посредством проверенных отзывов, но и пробовать программное обеспечение. Большинство поставщиков предоставляют бесплатные демоверсии.

С помощью грамотно подобранного решения можно решить сразу три группы задач:

  • Клинические — повышение точности в постановке диагнозов, улучшение качества услуг, соответствие стандартам лечения.
  • Организационные — сокращение очередей и времени на оформление бумаг, упрощение записи на прием, освобождение времени сотрудников для более важных дел.
  • Экономические — снижение затрат на расходники и лекарства за счет точного прогнозирования, увеличение числа приемов благодаря оптимизации других процессов.

Структура и функции МИС в медицине зависят от возможностей и потребностей центра. Специалисты проведут предпроектные исследования, которые обычно бесплатны для клиентов с уже заключенным договором. А затем станут известны стоимость и вид проекта.

Документ на экране телефона
Чем F.Doc может помочь вашему бизнесу?

Оставьте ваши контакты для связи с менеджером

Спасибо за заявку!

Скоро свяжемся с вами. На указанный номер телефона мы направили наши контактные данные. Обращайтесь, если у вас есть вопросы

Документ на экране телефонаДокумент на экране телефона
Лабораторные информационные системы_KM 1.svg

Лабораторная информационная система: как это работает

  • Медицина
Посмотреть запись
Иконка закрытия баннера

Оставить заявку

Мы свяжемся с вами, чтобы рассказать подробнее про F.Doc и ответить на все ваши вопросы

Обязательно для заполнения

Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных