Автоматизация рабочего места врача
Что такое АРМ врача и зачем оно нужно
Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача чаще всего является компонентом МИС. Это оборудование и программное обеспечение, благодаря которым специалист может освободиться от бумажной рутины. Наличие АРМ позволяет:
- выстроить более полноценное общение между врачом и пациентом;
- оптимизировать его;
- спланировать обследование;
- назначить лечение.
Для того чтобы понять, зачем нужна автоматизация рабочего места медицинского работника, достаточно вспомнить стандартный прием у терапевта 10-15 лет назад. Тогда врачу нужно было оформить карту, выписать направление на анализы, заполнить рецептурный бланк (а их существует множество видов), в ряде случаев внести информацию в соответствующие журналы. Все это производилось от руки и на бумаге, занимало огромное количество времени, нагружало специалиста и замедляло прием.
Сегодня при наличии АРМ врач сосредоточен на пациенте и его проблемах. Он легко получает информацию из электронной карты, сопоставляет с текущим состоянием человека, изучает результаты обследования и назначает наиболее эффективное лечение, при необходимости выдает направление к специалисту — и все это буквально одним-двумя нажатиями клавиш.
Это не только более качественное оказание медицинской помощи. АРМ врача — это еще и обязательное условие коммерческой успешности клиники. Невозможно предлагать медицинский сервис современного уровня и продолжать заполнять бумажную карточку или рецептурные бланки от руки.
Рассмотрим более подробно, какие функции может выполнять АРМ в поликлинике, с какими задачами справляется.
Функционал АРМ
Возможности автоматизированного рабочего места врача будут отличаться в зависимости от его специализации: АРМ уролога непохоже на АРМ стоматолога или психиатра. Однако есть общие задачи, выполнение которых становится проще, когда процесс автоматизирован.
- Ведение истории болезни.
- Создание и ведение карт различного типа (амбулаторные, стационарные, диагностические и пр.).
- Выбор схемы лечения и назначений согласно МКБ-10.
- Планирование и назначение повторных приемов, консультаций у специалистов по направлению.
- Планирование диагностических и профилактических мероприятий.
- Выписка рецептов.
- Оформление листков временной нетрудоспособности.
- Печать необходимых документов на бумаге.
Это общий перечень направлений и возможностей АРМ врача, но далеко не полный. Различные медицинские информационные системы (МИС) предлагают дополнительные опции. Например, у врача может быть дистанционный доступ с планшета или смартфона, контроль за расходом лекарственных средств, ведение зарплатных проектов и т. д.
Отдельного упоминания заслуживает сбор, систематизация, хранение и передача в архив рабочих материалов. Мы уже рассказывали об особенностях организации архива в медицинском учреждении и упоминали в числе его функций создание научно-справочного аппарата. При использовании системы АРМ врач не просто ведет свою работу более качественно и оптимизированно — он собирает статистику по группам пациентов, по заболеваниям. Всё это в итоге превращается в материал для разработки более эффективных методик терапии и профилактики.
На что обратить внимание при выборе АРМ
Пожалуй, в первую очередь необходимо оценить, насколько просто будет адаптироваться к новым условиям труда специалисту. Если врач путается, нервничает, теряется в интерфейсе, постоянно должен держать в уме необходимость сохранять данные, то автоматизация не только не упростит работу и не оптимизирует прием, но и станет серьезной проблемой вплоть до ухода сотрудника из клиники.
Далее обратите внимание на то, каковы основные функции АРМ врача в выбранном вами продукте. Плохо, если автоматизация происходит лишь частично: специалисту придется пройти дополнительное обучение, чтобы работать с новым ПО и периферийными устройствами и при этом какую-то часть своей работы выполнять по старинке. Хорошо, если функционал охватывает все задачи, при этом интерфейс понятен и логичен, а врач легко адаптируется к нему.
Программы АРМ врача предоставляют многие поставщики, их предложения нередко почти неотличимы по содержанию. В этом случае при выборе следует обратить внимание на такие услуги, как сервисное обслуживание, поддержка, особенности переноса данных и их хранения. На этом этапе полезно ознакомиться с отзывами коллег, изучить проблемы, которые возникают в ходе использования ПО или сотрудничества с поставщиком. Не лишним будет связаться с клиникой, оставившей отклик, узнать, решился ли вопрос, насколько быстро.
Мы уже упоминали выше, что АРМ врачей различается в зависимости от их специализации. Если речь идет об автоматизации рабочих мест в многопрофильной клинике, необходимо выбирать такие программы, которые учитывают потребности специалистов. Универсальное решение будет более дешевым на момент установки и интеграции, но обернется трудностями в повседневной работе врачей. Такое решение не приведет медицинский центр к поставленной цели.
Это основные критерии выбора. Для эффективного внедрения АРМ необходимо:
- Убедиться, что все специалисты в медицинском учреждении обладают компьютерной грамотой, умеют работать с периферийными устройствами.
- Удостовериться, что в клинике установлено современное оборудование, поддерживающее требования к ПО.
- Создать внутреннюю сеть, обеспечить стабильный доступ в интернет с надежной защитой от внешних атак и утечки данных.
- Протестировать предлагаемую программу, убедиться в том, что она действительно удобна для специалиста, понятна, логична и надежна.
- Заключить договор с опытным системным администратором, который возьмет на себя решение вопросов по обслуживанию и поддержке оборудования в клинике.
Ни одно из перечисленных условий не может быть опущено! Если хотя бы один из пунктов не выполняется, внедрение автоматизации в работу медицинского центра не приведет к желаемому результату. Более того: это станет причиной систематически возникающих проблем, ухудшающих качество сервиса вообще и уровень оказания медицинской помощи в частности.
АРМ медицинского персонала
Было бы ошибкой считать, что существует лишь один вид АРМ. Информационные технологии в медицине выделяют три основных направления автоматизации:
- АРМ врача;
- АРМ среднего медицинского работника;
- АРМ вспомогательных и административно-хозяйственных подразделений.
Для оказания полноценной качественной медицинской помощи оптимизировать и автоматизировать нужно и работу медицинских сестер, и фельдшеров, и специалистов хозяйственных и административных отделов, и многих других специалистов.
Пожалуй, одним из первых должен быть автоматизирован административный корпус, а если точнее, зона регистратуры. Именно здесь чаще всего скапливается наибольшее число посетителей даже в тех клиниках, где работа отлажена и отрегулирована. Наличие АРМ специалиста регистратуры позволяет значительно ускорить взаимодействие с пациентами на этапе приема. А часть работ можно перевести в электронный формат, что снизит нагрузку на администраторов.
Например, подписание договоров на оказание медицинских услуг, информированное добровольное согласие, а также согласие на обработку персональных данных удобно осуществлять с помощью F.Doc. Пациенту не потребуется стоять с ворохом бумаг у стойки и искать ручку для подписания документов — весь этот процесс перемещен онлайн с использованием смартфона, который сегодня есть практически у каждого клиента.
Если в медицинской организации есть своя лаборатория, диагностический центр, рентген-кабинет, кабинет флюорографии и другие аналогичные структуры, их тоже необходимо автоматизировать. Здесь АРМ медицинского специалиста требует наличия специального функционала (например, обработки изображений, ведения журналов расхода реактивов и пр.). Помимо понятного и удобного интерфейса, ПО для решения подобных задач должно включать:
- функционал, направленный на сбор, систематизацию и хранение данных;
- собственный алгоритм поиска (например, по изображению или по типу файлов);
- возможности представить информацию не только в электронном виде, но и в снимках, электрокардиограммах, распечатанных изображениях, CD-дисках с записью и т. д.
Автоматизация рабочих мест сотрудников медицинского учреждения позволяет оптимизировать процессы, упростить выполнение задач, повысить качество сервиса. Но к выбору ПО и оборудования нужно подойти очень серьезно, потому что ключевым качеством АРМ является комфорт врача во время работы. Процесс автоматизации должен упрощать деятельность специалиста, а не вносить дополнительные трудности.

Оставьте ваши контакты для связи с менеджером
Спасибо за заявку!
Скоро свяжемся с вами. На указанный номер телефона мы направили наши контактные данные. Обращайтесь, если у вас есть вопросы

