Какие электронные подписи бывают: виды ЭЦП и их отличия

Электронная подпись (ЭП) — это особый реквизит цифрового документа, который дает возможность установить лицо, подписавшее этот документ. По сути, это уникальная комбинация символов, которая генерируется с помощью специальных программных средств. В этом ключе «зашиты» данные о владельце подписи и дате подписания.
Вследствие всех этих качеств ЭП является официально признанным аналогом собственноручной подписи. Закон также определяет три вида электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Они генерируются с помощью разных технологий и используются с различными целями.

Виды ЭЦП и их отличия

Электронные подписи отличаются друг от друга уровнями информационной защиты и юридической значимости, поэтому и применяются для разных целей и бизнес-кейсов. Например, высоко защищенные ЭП не позволяют модифицировать (подделать) документ: изменения/исправления невозможны — это сразу же обнаруживается. При этом ПЭП позволяет просто и легко получать доступ к множеству удобных сервисов, включая онлайн-банкинг и системы электронного документооборота, такие как Безбумажный офис F.Doc.
Давайте разберемся более подробно, какие виды электронной подписи существуют и в чем их различия.

Простая электронная подпись (ПЭП)

Это технология, которая посредством использования цифровой информации (кодов, паролей и т. д.) подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. ПЭП используется в большинстве интернет-банков при подтверждении платежей, открытии новых продуктов, подаче любых распоряжений, подходит для подписания большинства документов с организациями и физическими лицами. Есть сервисы, которые изначально созданы для работы с ПЭП, например, сайт Федеральной налоговой службы, порта госуслуг или онлайн-банки. Вы можете даже не замечать, что каждый день ставите простую электронную подпись по несколько раз. Речь о кодах доступа из СМС и простой паре «логин-пароль», которую мы вводим при входе в различные личные онлайн-сервисы (электронная почта и т. д.).
Где используется ПЭП
С точки зрения кибербезопасности этот тип электронной цифровой подписи защищен на первичном уровне. Как мы уже сказали, это обычно пара «логин-пароль» или одноразовый цифровой код. Чаще всего такой ключ используется для авторизации на сайтах и в сервисах. Сфера применения — интернет-банкинг, получение госуслуг, покупки в интернет‑магазинах. ПЭП обладает юридической силой при оказании страховых, государственных и муниципальных услуг, а также если участники документооборота договорятся о признании наличия у нее юридической значимости.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)

Это электронная подпись, полученная в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. Такая подпись технически более сложная, поэтому надёжнее защищает от подделки подписи. УНЭП может храниться на смарт-ключе (USB-токене), мобильном устройстве или иных носителях (диске, флэш-карте и т. д). УНЭП действует внутри той системы, для которой её создавали. Главное отличие УНЭП от ПЭП в том, что она фиксируется внутри конкретного сервиса. То есть, система умеет распознавать пользователя по его цифровым следам. УНЭП физически хранится на материальном носителе — USB-токене или смарт-карте.
Где используется УНЭП
Наиболее распространенная сфера применения этого вида ЭП — обмен электронными документами. Это касается и внутрикорпоративного документооборота (приказы, регламенты, заявления, справки), и деловой коммуникации с контрагентами (договоры, акты, соглашения). Чтобы ЭДО при этом имел юридическую значимость, стороны предварительно должны об этом договориться. УНЭП разрешено использовать работникам, которые заключают договор о дистанционной работе и взаимодействуют с работодателем удаленно.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Самая хорошо защищенная и надежная разновидность ЭП. КЭП также создается с помощью криптографических алгоритмов, но имеет квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде. В сертификате содержится ключ проверки электронной цифровой подписи, а его структура и используемое для криптографии программное обеспечение регламентируются ФСБ России. Оформить КЭП можно лишь в специализированном удостоверяющем центре, имеющим аккредитацию Минкомсвязи и лицензию Федеральной службы безопасности. Сертификат усиленной квалифицированной подписи необходимо обновлять ежегодно. Об этом особенно важно помнить компаниям, которые участвуют в тендерах. Несвоевременное продление КЭП может обернуться для них большими убытками. Квалифицированная электронная подпись является аналогом собственноручной подписи, поставленной на бумаге, сама по себе, без дополнительных соглашений и условий.
Где используется КЭП
Сфер применения самой защищенной электронной подписи уже сейчас очень много, и к ним постоянно прибавляются новые. Подписанные КЭП документы принимают госструктуры (налоговая, суды, соцзащита, пенсионный фонд). Она позволяет обеспечивать практически все бизнес-процессы организации: беспрепятственно участвовать в электронных торгах, подписывать договоры с контрагентами, перевести в электронную форму весь внутренний документооборот компании. Кстати, КЭП может быть полезна не только для юридических лиц, а также для ИП, но и для обычных граждан. С ее помощью можно зарегистрировать бизнес, получить налоговый вычет, подписать договор с работодателем, оформить ребенка в школу или детский садик. Как видим, для физических лиц КЭП тоже представляет интерес.

Как выбрать подходящую вам ЭП?

В этом материале мы постарались рассказать о том, какие бывают электронные подписи и чем они отличаются друг от друга. Выбор ЭП зависит от ваших целей и задач. Плюсы и минусы тоже очевидны — более защищенные разновидности цифровой подписи дают больше возможностей, но требуют усилий — для получения соответствующих видов сертификатов ЭЦП, обеспечения их неприкосновенности от посторонних, своевременного продления и т. д.
Как показывает практика, очень большой пул задач можно закрыть, используя простую электронную подпись. Например, с помощью ПЭП в сервисе F. Doc можно подписывать десятки видов документов: акты приемки-сдачи работ, отгрузочные документы, гражданско-правовые договоры, расчетные листы, заявление о приеме на работу и др.
Документ на экране телефона
Узнайте,
как работает ЭДО 
с физическими лицами

Спасибо за заявку!

Скоро свяжемся с вами. На указанный номер телефона мы направили наши контактные данные. Обращайтесь, если у вас есть вопросы

Документ на экране телефонаДокумент на экране телефона
Иконка закрытия баннера

Оставить заявку

Мы свяжемся с вами, чтобы рассказать подробнее про F.Doc и ответить на все ваши вопросы

Обязательно для заполнения

Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных